Логин:
Пароль:


Стандарты антикоррупционного поведения представителя власти

Нахождение человека на любой должности предполагает не только овладение им трудовыми навыками, но и соблюдение ряда этических и моральных норм, свойственных данной профессии. Исторически сложившееся профессиональное разделение труда как следствие вызвало появление в обществе особой морали и нравственности, которую в настоящее время принято называть профессиональной этикой.

Для  целого  ряда  профессий оказалось недостаточным,  чтобы их представители обладали теми или иными  трудовыми  навыками.  Наряду  с этим они должны обладать и известными нравственно-волевыми качествами, практиковать в своей среде определенные принципы и правила  поведения, которые с одной стороны регулировали бы отношения внутри профессиональной группы, с другой стороны отношения самой группы к лицам,  использующим ее услуги. В ряде случаев это требовало выработки особых кодексов поведения, включавших в себя правила, нормы, заповеди, клятвы.

Все это имело целью поддержание высокого профессионального уровня деятельности, престижа, социальной ценности профессии как  таковой, внушить к ней доверие со стороны общества. Едва ли не самая первая заповедь и клятва на верность профессии появилась еще в древности, среди людей, призванных  гуманно служить людям.  В обещании-клятве,  которую принимали, например, врачи в Древней Греции,  говорилось: "Образ жизни больных я буду по мере своих сил и разумения устраивать к их пользе, и буду предохранять от их всякого вреда и порока...  Чтобы ни случилось видеть или слышать при моей врачебной деятельности,  о том я буду хранить молчание и считать тайной то, что не подлежит оглашению."

Определенные профессии, в частности, судебная, издревле были связаны с известными моральными качествами тех лиц, которые этими профессиями владели. И в законах Ману, и в законах Хаммурапи содержатся указания относительно того,  кто может быть судьей и какими качествами он должен обладать.  Как  свидетельствует  Аристотель,  судья - это живое воплощение права, правосудия, справедливость является его главной добродетелью.

И сегодня к тем людям, которые исполняют властные полномочия, предъявляются особые требования, и эти требования, прежде всего, нравственного содержания. Следовательно, нравственность и культуру следует рассматривать как важнейшие профессиональные качества для тех, кто находится на государственной и муниципальной службе. Принимая это как аксиому, 11 ноября 2009 года было подписано постановление главы Сургутского района  N 2754 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования Сургутский район».

Основная цель Кодекса - сформировать систему морально-этических норм, обязательств и требований добросовестного служебного поведения муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Сургутского района, отраслевых (функциональных) органах администрации Сургутского района.

Общеизвестно, что основными принципами муниципальной службы являются служение обществу и государству, а свою деятельность муниципальный служащий должен строить на уважении к личности, строгом соблюдении закона и бескорыстии. Последний принцип лежит в основе стандартов антикоррупционного поведения.

Коррупционно опасным поведением принято считать такое  действие  или  бездействие  должностного лица,  которое  в  ситуации  конфликта  интересов  создаёт предпосылки и  условия для получения им корыстной выгоды и преимуществ  как для  себя,  так  и  для  иных лиц,  организаций,  учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются лицом,  незаконно использующим своё служебное положение. Коррупционно опасной будет являться любая ситуация в служебной деятельности, которая создает возможность нарушения норм, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации для муниципального служащего.

Такие ситуации пагубно сказываются на авторитете власти, подрывают доверие к ней со стороны населения. В целях создания действительно работоспособной структуры власти необходимо у каждого работника формировать навыки антикоррупционного поведения, что в первую очередь предусматривает сознательное возложение им на себя моральных  обязательств,  ограничений  и   запретов.

Нравственные обязательства не позволяют муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью, выстраивать отношения  личной  заинтересованности с лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, составлять им протекцию, использовать служебное положение для организации своей карьеры в бизнесе, управлении политическими партиями и организациями, давать личные обещания, расходящиеся с должностными обязанностями, принимать какие-либо почести, вознаграждения, поощрения, связанные с определенными условиями, не предусмотренными официальным регламентом.

Морально недопустимым для муниципального служащего считается получение подарков (услуг, приглашений и любой другой выгоды) в благодарность за совершение каких-либо официальных действий. При этом ему запрещено давать какие-либо основания или поводы для попытки вручения подарка или другого вида вознаграждения.

Формирование таких стандартов поведения начинается, прежде всего, с предъявления требований к самому себе, воспитания необходимых черт характера. Нравственная чистоплотность, неподкупность муниципального служащего, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения. И те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, являются неотъемлемой стороной служебной деятельности муниципального служащего, показателем совершенства его профессионального мастерства, уровня его нравственного и культурного развития.

 

 

 Секретарь межведомственного Совета

при главе Сургутского района

по противодействию коррупции

О.В.Лихачева