Логин:
Пароль:


Отчет о деятельности управления опеки и попечительства за 2016 год

Итоги деятельности управления опеки и попечительства Администрации Сургутского района за 2016 год.

Реализация государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на территории муниципального образования Сургутский район осуществляется управлением опеки и попечительства администрации Сургутского района за счёт субвенций, выделяемых из бюджета автономного округа.

Органы опеки и попечительства выявляют, ведут учёт, защищают права, законные интересы и принимают меры по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, нуждающихся в установлении над ними и уже находящихся под опекой и попечительством граждан, осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Выявление и устройство детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность выявленных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет 28 человек, что на 4 ребенка больше показателя 2015 года. Рост обусловлен объективными обстоятельствами: из 24 социальных сирот: 8 - остались без попечения родителей, в связи с применением к законным представителям избрания меры наказания в виде заключения под стражу, 1 несовершеннолетняя привезена на территорию Сургутского района без определения статуса, и органами опеки и попечительства Сургутского района были приняты меры по защите прав и установлению статуса несовершеннолетней оставшейся без попечения родителей, 3 несовершеннолетних стали социальными сиротами вследствие розыска матери, 1-в связи с отказом матери забрать ребенка из родильного дома, 1- в связи с установлением факта отсутствия родительского попечения. По причине лишения (ограничения) законных представителей родительских прав, так как оставление детей с родителями представляло опасность для здоровья и жизни несовершеннолетних выявлено 10 несовершеннолетних, что не превышает средний показатель последних трех лет.

Анализ численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных органами опеки Сургутского района

Период

Всего выявлено и учтено

Детей-сирот

Детей, оставшихся без попечения родителей

% социального сиротства

2014

25

5

20

80

2015

24

7

17

70

2016

28

4

24

86

Сокращение числа социальных сирот, которые становятся таковыми в силу отсутствия со стороны родителей ответственности за воспитание и образование собственных детей, остается первостепенной задачей как органов опеки и попечительства, так и других субъектов, отвечающих за работу с семьей. Работа с кровной семьей с целью сохранения для ребенка возможности жить и воспитываться в ней – архиважная задача, решение которой органами опеки ставится и на последующие годы.

К показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области реализации ими переданных отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству относится показатель доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетный период на воспитание в семьи граждан, от числа выявленных в отчетный период, выраженный в %. В отчетном году все выявленные дети (100%) устроены в семьи граждан.

Анализ показывает, что в последние годы достигнут высокий показатель устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Увеличилось количество граждан, не являющихся родственниками детей - сирот, принимающих несовершеннолетних в свою семью. Так 8 детей, оставшихся без попечения родителей переданы в замещающие семьи посторонних граждан. (2 ребенка в 2015 году). Это свидетельствует о хорошо организованной работе управления опеки и попечительства по пропаганде семейных форма устройства, высоком уровне профессиональной подготовки замещающих родителей.

Динамика семейного устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, из числа впервые выявленных

Период

Выявлено и учтено на конец отчетного

периода

Устройство

Всего устроено в семьи

Остались не устроенными на конец отчетного периода

Усыновление

Опека

Приемная

семья

Возврат родителям

Учреждение

Выбыли по иным основаниям

2014

25

2

17

5

0

0

0

25

(100%)

0

2015

24

0

22

2

0

0

0

24

(100%)

0

2016

28

1

23

3

1

0

0

28

(100%)

0

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях, и состоящих на учете в органе опеки и попечительства по состоянию на 31.12.2016 – 480 человек (31.12.2015 года – 494 человек), что составляет 1,34 % от общего количества детского населения района. Из них:

- дети, проживающие в семьях усыновителей – 227 (на 31.12.2015 года – 234);

- дети, проживающие в семьях граждан (под опекой, попечительством) –182 (на 31.12.2015 года – 193);

- дети, проживающие в приёмных семьях – 71 (на 31.12.2015 года – 67).

Тенденции:

- Общее уменьшение числа детей, состоящих на учете произошло за счет увеличения количества детей достигших совершеннолетнего возраста и подлежащих снятию с учета в органах опеки и попечительства;

-Число приемных семей по состоянию на 31.12.2016 увеличилось и состоит из 32 семьи (на 31.12.2015 г. – 28 семей), число приемных детей также увеличилось на 4 ребенка.

Устройство в приемные семьи:1.png

  В настоящее время государственная поддержка приемной семьи направлена на стимулирование приемных родителей к приему детей подросткового возраста, детей-инвалидов, братьев и сестер из многодетных семей, оставшихся без родителей, и детей, коренных малочисленных народов Севера, а также ориентирована на воспитание в приемной семье не менее трех приемных детей. На отчетную дату средняя зарплата приемных родителей на 1 ребенка, без выплаты надбавок (за «Д» учет, до 3-х лет, после 12 лет) составляет – 13 673 рубля и осталась на том же уровне, что и в 2015 году.

В отчетном году (3-5 октября 2016 г.) 1 приемный родитель Сургутского района принял участие в Четвертом окружном форуме приемных семей, результатом которого явилось решение о проведении в органах местного самоуправления, исполняющими отдельные государственные полномочия в области опеки и попечительства, собрания с замещающими родителями по вопросу профессионального ориентирования детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. На данном собрании присутствовали замещающие родители, воспитывающие выпускников 9-11 классов, приглашено 8 специалистов профессиональных образовательных организаций

Кроме того, в 2016 году было организовано и проведено:

- 3 семинара для опекунов, попечителей, приемных родителей, на которых присутствовало 142 человека;

- 10 собраний с замещающими семьями (посещаемость которых составила 300 человек).

Выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены.

В соответствии с постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.09.2009 № 232-п «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены», в органы опеки направляется информация о детях, чьи родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.

Число поступивших сообщений о нарушении прав детей

2015 год

2016 год

Сравнение

О выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию и развитию

266

245

93%

На 7% произошло уменьшение числа сообщений о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, в 2016 году их количество составило 245 сообщений. Уменьшение количества сообщений произошло в связи с внесением изменением в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.09.2009 № 232-п «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены», а именно, в связи с тем, что в настоящее время в органы опеки направляется информация только о детях, чьи родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию (формулировка, установленная ст. 121 Семейного кодекса РФ).

Информированность о семьях на ранней стадии неблагополучия даёт возможность комплексно помочь семье в решении проблем и обеспечить возможность ребёнку жить и воспитываться в кровной семье.

В 2015 году подготовлено и направлено 87 заключений о целесообразности организации профилактической работы с несовершеннолетними и законными представителями, которые были направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи (против 92 заключений в прошлом году)

Число родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах), проживающих на территории Сургутского района увеличилось по сравнению с прошлым годом и составило 21 человек (15 человек в 2015 году). Из них 14 родителей из семей, состоящих на учете в органах системы профилактики.

Организация работы с совершеннолетними гражданами

Организация работы с совершеннолетними гражданами включает в себя вопросы защиты личных и имущественных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 31.12.2016 года состоит 128 человек, на 31.12.2015 год – 131) ; граждан, признанных в судебном порядке недееспособными (ограниченно дееспособными) - на 31.12.2016 г.– 100, что на 17 человек больше, чем в аналогичный период прошлого года, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права (патронаж) на 31.12.2016 год – 3 человека, на 31.12.2015 год – 2 человека.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 18.03.2013 №56-р «Об определении уполномоченных органов» управление опеки и попечительства администрации Сургутского района определено уполномоченным органом по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 01.01.2016 г. состояло 15 человек .

В результате ежегодной актуализации информации, имеющейся в учетных делах очередников, течении 2016 года в Список включены 6 человек. Таким образом, из 21 человека, состоящего в Списке, по итогам 2016 года:

14 человек – обеспечены жилыми помещениями;

4 человека - исключены, в связи с тем, что отпали основания для обеспечения жильем, а также переездом и передачей учетных дел в другие территории;

3 человека – по личному заявлению перенесены в список 2017г. (окончание обучения).

Таким образом, всем детям-сиротам подлежащим обеспечению в 2016 году жилыми помещениями переданы благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Подготовка правовых актов главы района о выдаче разрешений на совершение сделок с недвижимым и ценным движимым имуществом несовершеннолетних

С 2013 года деятельность по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних регламентирована Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 12.10.2012 года №377-п «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

По вопросам получения разрешения на совершение сделок с жилыми помещениями (продажа, мена, передача в залог и т.д.) и иным имуществом несовершеннолетних на 30.12.2016 года обратились 1968 граждан (2014 -2007, 2015 -1723).

Количество граждан Сургутского района, обратившихся
по вопросам совершения сделок с имуществом несовершеннолетних, 2014-2016 гг.

2.png

Организация оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2016 году было запланировано оздоровление 130 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оздоровлено 130 детей указанной категории (2015 – 125 детей), из них:

90 детей - Черноморское побережье Краснодарского края ООО «Санаторий Янтарь» (организатор: Некоммерческое партнерство «Координационный центр социальных проектов», г. Нижневартовск).

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.01.2010 №25-п, опекунам, приемным родителям предоставлена возможность самостоятельно организовать отдых и оздоровление опекаемых и приемных детей, с последующей компенсацией понесенных расходов на приобретение путевок, а также проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно по фактической стоимости. В 2016 году таким образом оздоровлено 40 детей.

Выводы. Задачи на 2017 год.

Проведенный анализ деятельности управления опеки и попечительства администрации Сургутского района за 2016 год позволяет сделать вывод о том, что работа осуществлялась в соответствии с планом. Задачи, поставленные перед управления опеки и попечительства в текущем году, выполнены и за отчетный период удалось достичь следующих результатов:

1. В целях повышения информированности граждан увеличено количество размещенной на сайте управления опеки и попечительства, в СМИ информации о направлениях деятельности управления опеки и попечительства, новеллах в законодательстве, о правах детей, а также обязанностях и ответственности законных представителей.

2. В целях взаимодействия с учреждениями и организациями по вопросам защиты прав несовершеннолетних, недееспособных граждан управлением опеки и попечительства организовано и проведено 15 семинаров и совещаний, что в 2 раза больше показателя 2015 года.

3. По устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- удалось сохранить 100% устройства детей, указанной категории, в замещающие семьи (данный показатель удерживается на протяжении последних четырех лет, поставленная Правительством округа задача- 95,9%);

- в течение последних двух лет отсутствуют возвраты из замещающих семей в государственные учреждения. Все дети, оставшиеся без попечения родителей проживают в замещающих семьях;

- сохраняется увеличение числа приемных детей на 5,97% в сравнении с аналогичным периодом. В 2016 г. число приемных семей также увеличилось на 4 семьи.

4.По работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении:

- в Сургутском районе выстроена система взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части незамедлительного информирования органов опеки и попечительства о нарушении прав детей;

- в течение последних 4 лет не допускались ситуации применения ст.77 Семейного кодекса РФ, а именно отобрания ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

5.По защите личных и имущественных прав несовершеннолетних граждан:

- выстроена система взаимодействия со службой судебных приставов по вопросам выполнения решений суда о взыскании алиментов;

- систематизирована работа по включению детей в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда и актуализации сведений, хранящихся в учетных делах.

6.По организации работы с недееспособными гражданами и сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- организована и систематизирована работа по защите личных и имущественных прав недееспособных граждан;

- совместно с социозащитными учреждениями выработан порядок организации приемной семьи для граждан пожилого возраста;

- организован комплексный межведомственный подход к организации поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные задачи на 2017 год:

1. Совместно с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних активизировать работу по восстановлению в родительских правах родителей, лишенных родительских прав.

2. Усилить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акцентировав внимание на усыновление, как приоритетную и постоянную форму устройства ребенка.

3. Продолжить работу с опекунами (попечителями) и приемными родителями по защите личных и имущественных прав подопечных в части оформления наследуемого имущества, своевременного оформления причитающихся пенсий и пособий, взыскания алиментов, сохранения жилых помещений.

4. Организовать информационно-просветительскую работу по вопросам безопасности несовершеннолетних по всем направлениям жизнедеятельности, в том числе безопасного интернета.

5. Продолжить работу со СМИ в целях повышения информированности граждан о направлениях деятельности управления опеки и попечительства, новеллах в законодательстве, о правах детей, а также обязанностях и ответственности законных представителей.

6. Оказывать помощь социозащитным учреждениям в работе с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.

Начальник управления                                                                                                                                               Л.В.Стулей